Мы все “умрём”, если будем бесконечно мазаться SPF! Или наоборот без него умрем.
Это я конечно утрирую, но именно с таким заголовком, я прислала материалы нашему редактору.
Удивительное свойство человека — мгновенно взвинчивать значимость и незаменимость некой “панацеи”. В истории много примеров таких раздутых маркетинговых “пузырей”. Чего только история со статинами стоит.
Сейчас мы можем наблюдать подобное со средствами для защиты от солнца.
Без SPF-крема не может выйти на свет божий ни одна начитанная инстаграма и насмотренная тик-тока девушка. Это же ВРЕЕЕДНО! Для кожи, рожи и даже условного Серёжи. Но это не точно!
Извините за мой сарказм, но я всегда за подумать прежде, чем слепо следовать советам экcпертов извселенной соцсетей. Их много, а вы у себя одни. Поэтому предлагаю и Вам прежде, чем закупиться кремами с SPF для городских будней, копнуть немного глубже. Ведь истина, как всегда, где-то посередине.
Солнце — это зло?
Солнце действительно коварно. Агрессивное UVB–излучение дарит не только золотистый загар, но может вызывать и весьма болезненные ожоги. UVA-лучи и того опаснее: они провоцируют структурные изменения, раннее старение, обезвоживание кожи и самое жуткое — рак.
По идее, от этих кошмаров нас всех должен спасти SPF — Sun Protection Factor, что в переводе с английского означает «фактор защиты от солнца».
Всем по SPF! Или всё же нет?
Средства защиты от солнца стали частью нашей жизни в 70-е годы прошлого века, то есть, по факту человечество их использует вот уже 50 лет. За это время, по идее, позитивный эффект, вызванный их применением, должен был уже найти своё отражение в статистике, а кривая распространенности той же меланомы — злокачественной опухоли клеток кожи —поползти вниз. А по факту наоборот!
В среднем в западных странах число людей со страшным диагнозом меланома выросло в 2-2,5 раза. Если бы кремы, созданные для защиты кожи от солнечной радиации, реально работали, разве такое произошло бы?
Чтобы понять почему так случилось, нужно вникнуть в принцип работы SPF-средств, а также допустить, что вся концепция “защиты от ультрафиолета” может быть в корне …ошибочна.
На самом деле только 4% всего спектра солнечной радиации — это излучение двух участков ультрафиолетового спектра, UVA и UVB, которыми нас так увлеченно пугают. Самые первые разработанныезащитные кремы блокировали только UVB–волны. Я уже говорила, что именно они вызывают ожоги на коже.
Но ожог — это не “поломка”, а естественный защитный механизм нашего организма. С его помощью мы получаем предупреждение о том, что наши резервы антиоксидантов исчерпаны и пора уходить с солнца, так как дальнейшее воздействие будет пагубным для клеток. При отключении этого сигнала, человек остаётся на солнце дольше допустимого и получает куда более серьёзные проблемы со здоровьем.
Вопреки появлению кремов с защитой от UVB, заболеваемость меланомой продолжала расти. Тогда в 1988 году FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) решает, что защитные кремы должны блокировать не только ультрафиолет B, но и проникающие в более глубокие слои нашей кожиA-лучи. Сказано – сделано. Современные кремы с SPF содержат фильтры, нейтрализующие и UVB, и UVA.
Но возвращаясь к тому, с чего я начала: важно понимать, что, помимо ультрафиолета, спектр солнечного излучения включает и другие виды волн.
Примерно 47% всего спектра приходится на ближний инфракрасный диапазон — NIR или near infrared. Эти волны проникают значительно глубже кожных покровов, именно они при длительном воздействии вызывает мутации клеток и патологии в тканях органов. И ничего, что мы могли бы нанести на кожу, не способно это излучение блокировать.
Таким образом, если в 90-е годы XX–го века появились впервые исследования, доказывающие отсутствие прямой зависимости между солнечным светом и меланомой, то уже в 2012 году ученые выступили с официальным заявлением: крема с SPF-защитой НИКАК НЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮТ радиации, а лишь помогают НЕ СГОРЕТЬ, то есть исключают ожоги.
Маленький нюанс, а как всё меняет.
Напоследок, хочу вам напомнить, что витамин D вырабатывается в коже лишь под влиянием солнечных лучей. Он участвует в регуляции фермента, который необходим для выработки дофамина, адреналина и норадреналина. А правильный уровень этих гормонов – важнейшее условие для хорошего настроения и отличного самочувствия. Поэтому «солнечный витамин» в первую очередь защищает нас от депрессии, регулирует настроение и эмоциональный фон.
Существует тысячи исследований о связи низкого витамина D с аутоиммунными заболеваниями, ожирением, эректильной дисфункцией, эндометриозом, бесплодием, аллергиями, онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, остеопорозом, кариесом, диабетом 1-го типа, экземой, псориазом, замедлением роста плода, гестационным сахарным диабетом, преждевременными родами.
И пока мы редко находимся на солнце, проводимбольшую часть времени в закрытых помещениях, а если и оказываемся снаружи, то сразу защищаемся SPF, большинство из нас страдает дефицитом этого витамина.
Это всё к чему? К тому, что никому из нас не помешают летние прогулки в адекватных количествах, а крема с SPF — вполне могут помешать и навредить.
Делайте выводы и не делайте ерунды. Тренды приходят и уходят, а здоровье остается с вами до конца.
Берегите его и берегите себя!
P.S. Для тех, кто хочет иметь в арсенале безопасные средства, защищающие непосредственно от ожогов мой личный список(естественно часами под палящим солнцем проверять эффективность средств я не рекомендую 😅):
- Масло косточки малины для лица
- Моя любимая защита для детей и взрослых от бренда badger с iherb. Там вы найдёте натуральные средства, в том числе и от ожогов, а также от укусов насекомых
- Масло эму – натуральное средство от лёгких ожогов
Ссылки кликабельные, жмите на выделенные слова.